Берлин, в отличие от других германских го-
родов, почему-то ассоциируется у нас не с
музеями, концертами или фестивалями, не
с театром или оперой, а с недавней исто-
рией и политикой. Если Кельн вызывает в
памяти образ величественного собора, Франкфурт
прочно связан с выставками и имиджем финансово-
го центра Европы, то при упоминании Берлина у
всех возникают другие ассоциации – рейхстаг и его
взятие, стена и ее сокрушение и т.п.

 
Между тем Берлин начала XX века был центром мо-
дернистских течений в искусстве, не уступая в этом
Парижу, а современный Берлин – еще и центр евро-
пейской молодежной клубной музыкальной культу-
ры. В этом он сейчас превосходит Париж и может
уверенно поспорить с Лондоном. Кстати, и с музея-
ми, фестивалями, театрами и концертами здесь все в

полном порядке. Так что недавняя поездка в этот уже
более 20 лет как объединенный город, состоявшая-



ся благодаря компании "Мультимедиа клуб", застави-
ла нас пересмотреть стереотипы.

То, что Берлин ныне диктует моду в европейской
клубной культуре, подтверждается уже тем, что в этом
городе находятся две крупные софтовые компании,
название и продукция которых известны всем, кто
имеет хоть какое-то отношение к работе со звуком
на компьютере. Это Ableton и Native Instruments.
Нам довелось побывать в компании Ableton и по-
беседовать с ее сотрудниками, которые рассказали о
"трудовом пути" фирмы и о том, над чем она сейчас
работает.

Компания выпускает один, но чрезвычайно по-
пулярный программный продукт –Abletone Live. Это аудио/
MIDI-секвенсор, в чем-то функционально похожий
на другие программы этого типа, но в чем-то суще-

ственно отличающийся – прежде всего своей ори-
ентацией на диджеев и сочинителей электронной
поп-музыки. Возможностей создания семплов и лу-
пов, всевозможных манипуляций с ними в Live зна-
чительно больше, чем в более традиционных много-
дорожечных редакторах.
В отличие от многих других производителей ком-
пьютерных программ, Ableton обновляет Live с за-
видной четкостью – новая версия выпускается каж-
дый год (единственным исключением стал после-
кризисный 2009-й). Вот и нам были продемонстри-

 рованы новые программные модули-плагины и то,
что можно сделать (так и хочется сказать – "наворо-
тить") с их помощью.Компания Ableton начала выпускать контроллеры
вместе с компаниями Akai (модели APC20 и APC40) и
Novation (модель Launchpad).
Конечно, с помощью этих контроллеров возмож-
ности работы с программой значительно возраста-
ют, а сами действия диджеев упрощаются. Например,
нажатие одной из десятков кнопок сразу вызывает
воспроизведение семпла или фразы, так что можно
быстро создать композицию из множества коротких
фраз, перевернуть их задом наперед, изменить то-
нальность, темп, длительность и т.п.

abl

К сожалению, всех новинок от Ableton нам не по-
казали – на фирме блюдут секретность не хуже со-
ветских "почтовых ящиков": "на этаж выше нельзя",
"на этаж ниже нельзя", "в этот кабинет нельзя". Да, мы
знаем, что программные компании страдают от пи-
ратства – но все же не от промышленного шпиона-
жа! Зато служба поддержки Ableton работает кругло-
суточно в нескольких режимах, в том числе голосо-
вом, есть в этой службе и русскоговорящий сотруд-
ник. Правда, звонящий или пишущий должен указать
атрибуты легальности своей программы, а с этим,
боимся, у некоторых могут возникнуть проблемы... 

Зато компания ADAM Audio, производящая сту- 
дийные мониторы высшего класса, поразила нас
своей открытостью – никаких секретов! Нам по-

 

казали все, даже то, что мы и не предполагали уви-
деть! Прежде всего, надо подчеркнуть, в ADAM пол-
ностью местное производство, все делается прямо
на небольшой фабрике недалеко от центра Берли-
на. Другой удививший нас факт – практически пол-
ностью ручное производство, просто-таки ману-
фактура! Никаких промышленных роботов и авто-
матизированных поточных линий – каждый гром-
коговоритель и кабинет изготавливаются вручную.
Те, кто знаком с продукцией ADAM, знают, что в ка-
честве ВЧ-громкоговорителей используются лен-
точные излучатели. Нам показали весь процесс
их изготовления и сборки – все делается руками!
Каждый собранный ВЧ-твиттер испытывается в
миниатюрной заглушенной камере
скользящим то-
ном и гаммообразным пассажем, отбракованные
компоненты (что ж, бывают и такие)
удаляются из производственной линии.
Показали нам и то, что в другой фирме было бы

"святая святых", – проектный отдел, где создают-
ся концепты и макеты будущих акустических си-
стем ADAM. Видно, на этой фирме промышленно-
го шпионажа не боятся. И это верно: простым во-
ровством идей повторить превосходное качество
акустики ADAM не получится, тут работают годы
труда, накопленный опыт и глубокая научная база
разработок... 
Обычно, говоря о поездках, авторы редко рас-
сказывают о том, где они жили (если это, конечно,
не публикация в специализированном журнале по
гостиничному бизнесу). В данном случае совершен-
но необходимо отойти от этого обычая и рассказать
о нашем отеле. Итак, проживали мы в новой гости-
нице Nhow на берегу реки Шпрее. (Странное соче-
тание букв названия работники отеля произносят
как "Энау".) Это ультрасовременный стильный отель,
построенный специально для музыкантов. Он нахо-
дится в центре клубной жизни Берлина, между штаб-
квартирами компаний Universal и MTV. Здесь можно
взять напрокат гитару, комбик, клавишные, есть залы
для проведения шоу-программ, музыкальные сало-
ны. Но многие помещения еще не достроены или на-
ходятся в стадии оформления. 

 Здесь же к услугам музыкантов потрясающая сту-
дия. Она расположена на восьмом этаже гостиницы
в отдельном нависающем над набережной блоке, ко-
торый как будто парит над Шпрее. Как нам объясни-
ли, при создании студии в отеле подразумевалось,
что приезжающие на гастроли музыканты могут, не
выходя из здания, порепетировать перед концертом,
записать и обкатать пришедшие в голову идеи... да
хотя бы и записать целый альбом!
Студийный комплекс состоит из двух контроль-
ных комнат, небольшой вокальной комнаты и репе-
тиционного зала. Все они соединены между собой в
единую сеть, так что у вас есть возможность осущест-
влять запись из любого помещения. Фронтальные
стены студий и репетиционного зала выполнены из
стекла, через них открывается потрясающий пано- 

рамный вид на воды Шпрее и крыши бывшего Запад-
ного Берлина. Само архитектурно-строительное ре-
шение студийного блока поражает воображение. Вся
конструкция из трех этажей фактически висит в воз-
духе на высоте 32 метра, опираясь только своей зад-
ней частью на нижние этажи. Студия построена со-
всем недавно в сотрудничестве с легендарным лей-
блом Berlin Hansa-Studios и работает только с марта
2011 года. Поэтому, кстати, расценки на пользование
студией пока очень низкие и никак не соответству-
ют ее классу. Студийный проект опирается на
современные тенденции не только в дизайне, 

но и в акустике по-мещений. Все помещения в студии не 

заглушены, включая вокальную комнату. Контрольные комна-

ты акустически оформлены и имеют время ревер-
берации порядка 300 мс, насколько можно было
судить на слух без приборов и замеров. Ничто не
"летает" и не "порхает", четких повторений нет,
но при прослушивании через мониторы дальне-
го поля слышно – студия звучит. 
Студия работает в круглосуточном режиме, то

есть если к четырем часам утра у вас появятся све-
жие музыкальные идеи, вы можете подняться на
восьмой этаж и тут же реализовать их. Но это тео-
ретически. На практике, когда мы в два часа ночи
пришли к администратору и изъявили желание вто-
рой раз посмотреть и показать нашим берлинским
друзьям студию, звукоинженеров не нашлось и сту-
дию нам открывал портье. Естественно, он не смог
включить нам ни одного прибора. Видимо, студий-
ное время надо все-таки заказывать заранее. 

Know

 

 

 

 

 

 

 

 

В оборудовании студии тоже прослеживаются
современные тенденции. Общая идея в ее оснаще-
нии – это аналоговые сведение и мастеринг в со-
четании с цифровой записью и монтажом. 48-ка-
нальная аналоговая консоль Solid State Logic Duality,
лучшие винтажные и современные приборы топ-
класса от Neve, Universal Audio, Teletronix, Lexicon...
Мониторами дальнего поля оказалась "местная
продукция", с которой мы только что познакоми-
лись, – ADAM Audio. В качестве рекордера и рабо-
чей станции используется Pro Tools. Вот так, и ни-
какого внутреннего программного микширования!
Вторая контрольная комната служит аранжи-
ровочной. Рабочее место аранжировщика осна- 

щено программой Apple Logic Studio Pro, монито-
ры ближнего поля тоже от ADAM Audio. Репетици-
онный зал многофункционален и разделен на две
зоны: зона для прослушивания и репетиций с бара-
банами, гитарными усилителями Marshall, клавиш-
ными Roland и всем, что полагается, и зона отды-
ха с диванами и кофе. Там же находится и высоко-
классный комплекс домашнего кинотеатра с систе-
мой Surround sound 5.1. Во время посещения обору-
дование в зале еще только монтировалось, поэтому
окончательный вид мы могли только представить.
...Вот такой оказалась наша короткая, но очень
познавательная поездка в столицу Германии –
страны, без которой невозможно себе представить
ни мировую музыку, ни звуковую индустрию.

 

 

21 Ноября!


Семинар:

СВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

👉Новые тенденции в сведении в ЭЛЕКТРОННОЙ музыки.
Как меняется мышление музыканта и восприятие слушателя? Я приглашаю Вас обсудить это при встрече.

📍Стоимость участия 700р.

Семинар ведет Александр Цыплухин.

⌛Начало в 19:00. 

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу звукорежиссуры.

Контакты

 

Адрес:

г. Москва, ул. Шаболовка, д.34

Из метро вдоль желтого двухэтажного здания. В конце проходная.

Местный телефон 372. Далее главный 4х-этажный корпус обходим справа, дверь с надписью "Pro-Sound music" "Школа Музмейкеров".

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации