Александр В. Цыплухин,

звукорежиссер.

Спектральный баланс, временная организация и динамическая обработка трека.
 

Поговорим подробнее о частотах.

30-60 Гц: Суб низ. Этот диапазон не воспроизводится на большинстве бытовых акустик, компьютерных (мультимедиа, телевизоры, бум боксы…), да и студийных пятидюймовых и меньше мониторах тоже. SpectorПоэтому этот диапазон трудно контролировать без дорогой, высококачественной акустики. Никогда не знаешь, что появится в клубной акустике, на порталах, если Вы сделали микс на пятидюймовых мониторах. В некоторой степени Вас могут выручить наушники студийного качества. С другой стороны, работая в этой области с басом или бочкой, Вы всегда должны учитывать то, как Ваш трек будет звучать в мультимедиа. Перемещая основной тон бочки в этот диапазон, она может провалиться на бытовой акустике, которая его не воспроизводит. Также надо учитывать, что это очень энергоемкий диапазон и его активное использование приведет к снижению RMS и плотности фонограммы. Например, использование басовой партии с основными тонами в этом диапазоне.

В то же время бочка звучит достаточно кратковременно и сильно не повлияет на RMS, если это, конечно, не Death metal с карданом на двести сорок ударов в минуту. Инфра низ часто встречается в Хип Хоп и R&B треках. И в клубах звучит очень эффектно, заставляя Вашу грудную клетку вибрировать в такт с музыкой. В целом, что бы избежать частотных конфликтов в этом диапазоне, в девяти случаев из десяти, если бочка с суб низом, значит бас - без него, и, наоборот, если бас работает в суб низком диапазоне, то бочка расположена выше.

 

60-100 Гц: Этот диапазон воспроизводится на большинстве пяти и шести дюймовой акустике. Звучит очень динамично и фокусировано. Как правило именно здесь располагается основной тон бочки. За исключением баса другие инструменты редко опускаются так низко.

100-250 Гц: Тело малого барабана расположено как правило здесь. Избыток частоты 250 Гц приведет к тому, что микс будет звучать мутно и глухо, а ее недостаток к потере теплоты и объемности.

500-750 Гц: Центр нижней середины. Звучит напористо и упруго. Чрезвычайно важно, что бы Ваши мониторы адекватно воспроизводили этот диапазон.

2кГц: Частота создающая эффект присутствия. На этой частоте и выше расположен плач ребенка и максимальная чувствительность нашего слуха. Звучит нагловато и, при переизбытке, раздражающе.

3-4 кГц: Звучит мягче чем 2 кГц, помогает улучшить прозрачность микса. Часто здесь могут быть расположены касание пластика бочки или малого барабана.

4-9 кГц: В этом диапазоне расположена вся высокочастотная перкуссия. От того, как вы распределите этот диапазон, зависит прозрачность и читаемость микса.

9-20 кГц: Есть масса миксов где этот диапазон практически отсутствует. Тем не менее, этот диапазон придает блеск и кристальную чистоту миксу. В то же время, переизбыток приведет к быстрой утомляемости слушателя, ненужным шумам и клацаньям.

Теперь перейдем к партитуре. Разбирая партии в треке, который пришел к Вам на сведение, Вам необходимо точно понимать функцию каждого трека. Все партии в аранжировке делятся на пять категорий:

  • Мелодия;
  • Гармония;
  • Ритм;
  • Ответы;
  • Противосложения.

Мелодия, как правило, излагается вокалистом. Гармоническую функцию могут выполнять гитары, клавишные или группы одноголосных инструментов (саксофоны, струнные). Ответы - это прямое построение формы "вопрос-ответ", когда один инструмент мелодически отвечает другому. Противосложения - это мелодический материал, подчиненный главной теме. Например, гитара, обыгрывающая вокальную партию. В то время когда вокал движется, гитара стоит. Когда вокал замирает, гитара движется. Или верх ходящее движение вокала сопровождается нисходящим движением бэк-вокала. Часто одна и та же партия несет в себе несколько функций. Например, ритм-гитара ведет гармонию и ритмическую функцию.

Практически вся современная музыка нанизана на ритмическую основу. Крайне редко теперь встречаются ускорения и замедления или просто смена темпа. Поэтому я рекомендую начинать микс с ритм секции, построения основы, грува трека. Или, если мы имеем дело с рок-музыкой, с барабанов. Как правило, саунд барабанов определяет дух и состояние трека. Что от нас требуется? Выстроить ритм секцию так, чтобы заставить слушателя двигаться или танцевать вместе с нашим треком. Это значит, мы должны правильно выстроить акценты сильной и слабой доли, чтоб все это работало и заставляло двигаться. Первый этап - это спектральный баланс. Наша задача состоит в том, что бы шейкер не был похож на хэт, а касание пластика бочки - на касание пластика рабочего барабана, чтобы бас не пересекался с бочкой и чтобы основной тон бочки звучал в тональности, а не в секунду с басом. Нам нужно выполнить четыре операции:

  • Эквализация:
  • Компрессия;
  • Временная и динамическая организация;
  • Баланс.

Эквализация. Необходимо частотно разделить высокочастотную перкуссию (HH, Shaker, Tambourine, Cabasa ….).
Нужно найти место в спектре для каждого инструмента. Например делаем подъем на частоте 6 кГц на 3 дб на хэте. Тогда для шейкера может быть подъем на любой другой частоте кроме 6 кГц, например 8 кГц. Таким же образом нужно обработать все инструменты высокочастотной перкуссии, касание пластика малого и бочки и найти место для каждого инструмента. После того, как Вы это закончите, можно проверить себя. Применяйте технику одного монитора.
Суть в том, что Вы сводите весь микс в моно и оставляете только один монитор, левый или правый - не важно. Если после этого Вы можете отличить хэт от шейкера, значит хорошо, если нет - Вы проиграли. Возвращайтесь и делайте все заново. То же самое надо проделать с бочкой и басом. Во всех хороших миксах бочка и бас разделены друг от друга в нижней части спектра. Если бас низкий, то бочка высокая или наоборот, бочка низкая - бас высокий. Не важно, бочка ниже баса или бас ниже бочки, это Ваше решение, но они не должны быть вместе. Вы закончите тогда, когда Ваш грув начнет «качать» и каждый инструмент будет на своем месте в спектре, Вы должны это чувствовать на эмоциональном уровне, на ощущениях, вычислить это невозможно, можно только ощутить.

Компрессия. Все инструменты имеют разные динамические характеристики, атака у хэта быстрее чем у шейкера потому, что по хэту бьют палочкой, а в шейкере рисинки, которые разгоняются и ударяют о стенки не одновременно. Применив компрессию с временем атаки 3-10 мсек, Вы можете выделить момент касания палочки поверхности хэта и сделать атаку еще ярче. Тем самым, Вы добьётесь ещё большего контраста между хэтом и шейкером, а значит, улучшите читаемость микса. Таким же способом нужно проработать всю ритм секцию, добиваясь четкости и динамичности.

Временная организация. Каждый инструмент ритм-секции несет свою функцию и отвечает за свою долю в такте. Как и в спектральном балансе, необходимо, чтобы каждый инструмент находился на своем месте и не мешал другим. Например в Диско:

  • Kick drum – 1, 2, 3 и 4 доли такта;
  • Snare drum – 2 и 4 доли такта;
  • НН – 1-и, 2-и, 3-и и 4-и ( восьмые на слабую долю);
  • Shaker – восьмыми с акцентом на сильную долю.

Акценты хэта на слабую долю должны закрываться точно в сильную долю такта, где находятся бочка, малый и шейкер. Другими словами, хэт не должен наползать на сильную долю, иначе он будет замазывать бочку, рабочий и шейкер. Если удары по хэту длиннее восьмой ноты, Вы можете гейтировать хэт и отрегулировать время звучания точно до восьмушки. Малый тоже не должен быть длиннее восьмой, чтоб не закрывать слабую долю открытого хэта. Если он длиннее, проделать ту же процедуру может быть лучшим Вашим решением в этом случае. Такие ситуации часто встречаются как с «живыми» инструментами, так и в случае электронной аранжировки. Часто нам на сведение попадают мультитреки, в которых инструменты прописаны уже с эффектами или с пространством помещений, где выполнялся трекинг. С помощью гейта Вы можете убрать ненужные отражения в послезвучии, но в звучании самого инструмента они все равно останутся. Поэтому лучше когда аранжировщики отдают Вам партии без эффектов.

Баланс. Последний этап в построении грува - это баланс между ударными. От того, как Вы выстроите баланс, зависит, будет микс качать и заставлять слушателя двигаться или нет. Чуть больше шейкера или хэта и грув меняется. Так хэт или шейкер? Шейкер или хэт? На протяжении всей работы над миксом изучайте трек, вживайтесь в него. На начальном этапе микса Вы знакомитесь с партитурой, изучаете ее до тех пор, пока не выучите все партии наизусть. Изменение баланса на 1 дб в начале сведения - это не существенно. Изменение баланса на 1 дб на финальном миксе это огромная величина. Поэтому, как бы Вы не выстраивали грув, корректировки баланса и, частотного в том числе, будут вплоть до финального микса.

Аналоговое сведение обычно длится 6-8 часов и в конце концов наступает момент, когда Вы ставите точку и сбрасываете готовую фонограмму. Программное сведение может продолжаться бесконечно. Спустя год Вы можете открыть сессию и внести изменения. Поэтому программное сведение нельзя закончить, его можно только приостановить. Как Вы догадываетесь, большую часть своих миксов я сделал на аналоговых консолях и до сих пор остаюсь сторонником аналогового сведения. Причин для этого много, одна из которых это то, что Вы делаете сведение, находясь в одном психологическом состоянии и настроении. Аналоговое сведение делается на одном дыхании, Вы сращиваетесь с миксом и проживаете его, пропуская через себя, свои чувства и свое мироощущение. Программное сведение Вы можете остановить и продолжить в любой момент. Из-за этого труднее войти в состояние снова. Вы можете проснуться утром в другом настроении и просто не узнать то, что Вы делали вчера. Потому что вчера было солнце, а сегодня дождь. Со временем меняется не только погода, но и Вы сами. И то, что Вы могли сделать вчера, сегодня уже не можете. Нельзя войти в одну воду дважды.

Техника одного монитора.

Суть в том, что Вы сводите весь микс в моно и оставляете только один монитор, левый или правый - не важно. Если после этого Вы можете отличить хэт от шейкера, гитару от клавиных, а бас и бочка звучат раздельно, значит хорошо, если нет - Вы проиграли. Возвращайтесь и делайте все заново. Техника одного монитора так же очень хороша для панорамирования инструментов. Берете хэт и в моно ищите место в панораме, пока он не появиться и не будет четко прослушиваться. Почему в моно? Потому что в моно происходит сложение всех элементов находящихся в противофазе. Такой способ позволяет добиться хорошей моно совместимости микса.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

Комментарии   

+4 #3 Ольга 07.10.2015 14:36
Отличные статьи! Очень просто и понятно!
Цитировать
+6 #2 Илья 11.01.2015 22:58
Потрясающе понятно и внятно, спасибо!
Цитировать
+3 #1 J.Crichton 22.10.2014 02:41
Отлично, спасибо
Цитировать

19 сентября!


Семинар:

КАК ПОСТРОИТЬ ДОМАШНЮЮ СТУДИЮ?


😱Оклеить все стены акустическим поролоном или купить кабинку? Какие мониторы выбрать? Как их правильно разместить их в комнате? Вас это интересует?

Тогда Вам сюда! 

Семинар ведет Александр Цыплухин.

Стоимость участия 700р.

⌛Начало в 19:00. 

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу звукорежиссуры.

Контакты

 

Адрес:

г. Москва, ул. Шаболовка, д.34

Из метро вдоль желтого двухэтажного здания. В конце проходная.

Местный телефон 372. Далее главный 4х-этажный корпус обходим справа, дверь с надписью "Pro-Sound music" "Школа Музмейкеров".

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации