Сегодняшний выпуск раздела "Студия In/Out" посвящен работе над треками в процессе подготовки альбома. Материал для анализа был предоставлен новым. пока еще неизвестным исполнителем "A-Gent". речь в статье пойдет о том, на какие нюансы записанных партий следует обращать внимание при подготовке композиции к сведению. Будут рассмотрены вопросы частотной и динамической коррекции ударных, гитар и вокала. Аудиопримеры вы можете скачать с сайта журнала.



Анализ треков композиции "Нет любви" проводит генеральный директор и звукорежиссер московской студии "Про-саунд" Александр Цыплухин (www.pro-sound.ru).

Прежде всего скажем несколько слов об исполнителе. «A-Gent» — новый музыкальный проект, которому вполне по силам взбодрить несколько застоявшуюся российскую поп- и рок-культуру. Основателем и душой проекта стал молодой певец и композитор, в музыке которого представлена четко выраженная мелодия. Стиль, в котором работает «A-Gent», наиболее близок к британскому поп-року. К выпуску практически готов дебютный альбом «net любви» релиз которого намечен на октябрь 2008 года. Композиция, треки которой в качестве примеров будут рассматриваться в этой статье, называется «Нет любви».

 




«A-Gent» как и многие другие коллективы, пришел в студию со своим проектом, записанным в домашних условиях. Когда он послушал свой материал на хороших студийных колонках, стало понятно, что в таком виде эту музыку готовить к выпуску в виде альбома просто невозможно. Надо все переигрывать и переписывать. Он осознал, что для серьезного представле¬ния своей музыки необходимо соответс¬твующее качество звучания. Было принято решение о записи всех треков в условиях и на оборудовании профессиональной студии Но, как мы увидим в дальнейшем, даже треки, записанные с помощью хорошего оборудования, все равно нуждаются в коррекции и дополнительной обработке для того, чтобы каждый инструмент, не говоря уже о голосе, был помещен на свое место в общем миксе, хорошо читался и в то же время не выбивался из обшей звуковой картины.

Запись в студии
Для записи вокала использовался микрофон Neumann M149, предварительный усилитель UA 610 и компрессор UA 1176. Гитары играли через усилитель Marshall TSL 602, а звук снимался двумя микрофонами Shure SM57. Звук баса воспроизводился через басовый комбо Hartkey НА 1200 и записывался двумя микрофонами (Audix D6 и Sennheiser 421). Что касается ударной установки, то при ее записи использовалось 11 микрофонов, в числе которых были Audix D6, Sennheiser 421, Rode NT3, Shure SM57 Beta и Neumann 89. Клавишные партии
(рояль, струнные, синтезатор) записаны при помощи сэмплерных библиотек. Из сэмплерной библиотеки также были взяты звуки перкуссии — шейкер и тамбурин.

Аранжировка строилась по так называемому «пилотному» плану: сперва была только общая концепция композиции и демо-запись, принесенная музыкантами, а все детали инструментальных и вокальных партий намечались, оставались и видоизменялись в ходе пробных записей и репетиций прямо в студии. Фактически студией в полном объеме была выполнена продюсерская работа. От исходного материала остались тональность, мелодия и форма композиции. Все партии ударных, баса, гитар, вокала и т.д. формировались в студии в процессе записи. Сначала записывались ударные и бас, затем подсоединилась гитара и на созданную ритмическую основу был наложен вокал. Все клавиши и струнные добавлялись после вокала, когда уже хорошо была видна структура композиции. Работа над альбомом была начата в октябре 2007 года.

Бас-барабан
Анализ ударных начинаем со звука большого барабана Его звук снимался двумя микрофонами и записывался на разные треки. Микрофон, который устанавливался внутрь барабана и записывал звук удара колотушки по пластику — Audix D6 (эта модель обладает хорошим верхом и низом).

Цель этой операции заключается в том, чтобы сделать звучание всей ударной установки более плотным и напористым. Но при добавлении перегруженного трека надо быть очень внимательным, иначе вместо напора можно получить «грязное», назойливое звучание. И, как мы уже говорили выше, окончательный баланс всех компонентов ударной установки можно будет установить только тогда, когда мы будем ставить все инструменты, используемые в композиции.

Осталось только к полученному звуку ударной установки добавить звучание баса, в большинстве случаев звук баса по уровню громкости должен находиться «под бочкой», на практике это означает, что если в совместном звучании ударных и баса недостаточно звука бас-барабана, то для начала попробуйте немного уменьшить уровень громкости бас-гитары.

Гитары
В этой композиции звучит два типа гитар — с чистым звуком в куплете и перегруженные в припеве. Звук чистых гитар пока оставляем таким же., как он и записан.

Звук перегруженных гитар снимался двумя микрофонами Shure SM57, поэтому сразу встает вопрос о балансе. Общие рекомендации в данном случае дать очень трудно, так как каждый должен ориентироваться только на свой слух. В идеале процесс формирования звука перегруженной гитары выглядит следующим образом: в памяти звукорежиссер или музыкант должен держать определенный слуховой образ звучания гитары и выполнять всю корректировку, основываясь на своем вкусе и чувстве меры, а также на хорошем знании частотного баланса. В соответствии со своими взглядами на концепцию звучания звукорежиссер формирует саунд перегруженной гитары и определяет ее место в частотном балансе всей композиции (как гитара должна звучать — выше или ниже по спектру) безусловно, многое определяется стилем, в котором написана композиция. В стиле «металл», например звучание перегруженных гитар необходимо было бы сформировать таким образом, чтобы вокал и ударные еле пробивались сквозь них. В поп-роке у гитар роль другая: они должны поддерживать звучание всей композиции, формируя для него основу. В оригинале перегруженные гитары звучат довольно ярко. Чтобы смягчить их звучание, достаточно фильтром Shelf прибрать высокие частоты и несколько выделить основное «звуковое тело» гитары (в районе 200...300 Гц). Так мы стараемся сделать звук гитар более плотным и уверенным (рис 12).



Сольная гитара играла через тот же усилитель (Marshall 602), что и перегруженные гитары, и ее звук тоже снимался двумя микрофонами. Поэтому частотная коррекция будет аналогичной тому, как мы поступили в случае с гитарами, играющими риффы в припеве. Компрессировать звук сольной гитары в данном случае не требуется, так как она и без того звучит вполне плотно и напористо. Осталось только правильно поместить этот звук в звуковую картину. Несмотря на то, что современные тенденции заставляют приближать звучание всего ансамбля к слушателю, в любом миксе обязательно должны быть инструменты, которые обозначают глубину звуковой картины, ее перспективу. Вот эти сольные гитарные вставки как раз и подойдут на эту роль: их можно поместить на дальний план.
Для того, чтобы звуку сольной гитары придать объем и «отодвинуть» ее а глубину, применим эффекты задержки (Delay — рис. 13) и объема (Plate — рис. 14 ), что и даст нам перспективу.
Пришло время более внимательно послушать трек чистых гитар, которые играют в куплете. Сами по себе эти гитары, записанные двумя микрофонами звучат достаточно живо, поэтому остается только немного «задвинуть» этот трек в глубину. Для этой цели используем ревербератор (эффект Hall с небольшим временем реверберации не больше 1,5 с) и задержку (Delay), синхронизированную с темпом песни.

Партии клавишных
Секвенции, сыгранной на синтезаторе, удалось придать яркость с помощью перегрузки сигнала непосредственно в канале. Сигнал искажается от перегрузки в результате чего получается своеобразный эффект Fuzz. После этого остается только отдалить эту партию с помощью эффекта Delay, синхронизированного с темпом песни.
Партия струнных нужна для создания гармонических «педалей» и обозначения дальнего плана, поэтому мы применяем к ней аффект Hall и в очень небольшой мере добавляем его к основному звуку струнных.

В композиции потребовался эффект старого, расстроенного пианино — этакая стилизация под музыку течения «старая школа» (Old School). Для получения такого звука применяем овердрайв и хорус с большой величиной расстройки.

Бас-гитара
Конечный звук бас-гитары также формировался из двух треков запись с микрофона Audix D6 (с диффузора динамика) и Sennheiser 421 («воздух» ).



Трек Audix D6 обрабатываем гейтом, чтобы очистить звук от примесей (рис.15). В эквализации нет необходимости, так как бас звучит сочно и «увесисто». Второй трек также обрабатывается гейтом (рис. 16), но здесь мы к тому же добавляем овердрайв, чтобы подчеркнуть касание пальцами струн и повысить читаемость басовой партии в миксе (рис. 17).



После этих операций совместный звук с двух треков компрессируется общим компрессором со стандартными установками (рис. 18).



Вокал
Для записи вокальных партий использовался микрофон Neumann М149, предварительный усилитель UA 610 и компрессор UA 1176. Поэтому сам звук вокала получился вполне приличного качества. При прослушивании записанной партии можно услышать, что в некоторых местах у вокалиста проявляется шипящий звук «с-с-с». Чтобы избавиться от него, мы применяем плагин Waves RDeEsser Mono, который включаем в инсерт канала с вокальной партией (рис 19). Второй RDeEsser Mono используем как полосовой фильтр (рис. 20).



Чтобы выровнять динамический диапазон в вокальной партии и сделать голос более плотным, можно воспользоваться компрессором Waves Renaissance Vox. Этот плагин хорош тем, что в нем практически ничего не надо настраивать, достаточно выбрать пресет и чуть изменить степень компрессии (рис 21)

Нам также понадобится эквалайзер, чтобы обрезать нежелательные призвуки в диапазоне до 80 Гц. Выбираем эквалайзер Waves REQ2 Mono и, используя обрезной фильтр НЧ, избавляемся от них в вокальной партии. Эквалайзер включаем в самом начале цепочки эффектов (рис. 22}.

В данном стиле музыки голос вокалиста принято располагать по глубине таким образом, чтобы он звучал среди остальных инструментов (примерно так, как это происходит на концерте). Следовательно, вокальную партию надо немного отодвинуть с переднего плана. Для этой цели можно применить задержку, синхронизированную с темпом произведения, и эффект реверберации Plate.





Аудиопримеры к статье можно прослушать или скачать с сайта журнала. Исходные треки — файлы, в названии которых содержится слово Orig (например, Kick D6 Orig.mp3). Обработанные треки имеют пометку Proc (Kick Proc.mp3).

Текст Льва Наумова

 

Вернуться к списку статей

25 июля!


Семинар:

Сведение и Мастеринг Концепция

На нем Вы точно узнаете много нового о том с чего начинать Сведение и нужно ли делать Сведение иМастеринг одновременно, что такое спектральный баланс, и как подходить к построению пространства, а также сможете поговорить с профессионалами.
Приходите. Будет интересно!
Семинар ведет Александр Цыплухин.

📍Стоимость участия 700р. Начало в 19.00

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу звукорежиссуры.

Контакты

 

Адрес:

г. Москва, ул. Шаболовка, д.34

Из метро вдоль желтого двухэтажного здания. В конце проходная.

Местный телефон 372. Далее главный 4х-этажный корпус обходим справа, дверь с надписью "Pro-Sound music" "Школа Музмейкеров".

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации