Александр В. Цыплухин,

звукорежиссер.

Форма и построение композиции

Это наиболее интересный и любимый мной этап сведения. Вы изучаете партитуру и форму. На этом этапе лучше всего отключить голову и полностью погрузится в эмоциональное состояние трека. Мьютируйте попеременно партии, переставляйте их местами, из одного куплета в другой, из первого припева во второй, проверяйте самые бредовые идеи, экспериментируйте! Включая и мьютируя партии определите, что работает лучшим образом на эмоциональное состояние трека, а что работает против? Люди не слушают сведение, люди слушают песню.

И если песня «цепляет», заставляет слушателя петь и танцевать вместе с треком, значит сведение удалось. Если он слышит сведение, Вашу работу, значит трек его не трогает и это фейл! Слушатель не должен слышать сведение. От того, что Вы уберете, а что оставите зависит эффект, который трек произведет на слушателя. Думайте как Вы поведете его по треку, на что Вы будете обращать его внимание? Вам необходимо выделить все достоинства и завуалировать недостатки, или превратить их в достоинства. Английское слово «impact» наиболее полно отражает то, чего Вы должны добиться. Переводиться оно как «удар, толчок, импульс, влияние, воздействие». Эмоциональное воздействие трека уже заложено в нем авторами и исполнителями. Вопрос в том, как Вы можете усилить его? Именно с этой позиции Вы должны рассмотреть каждую партию в аранжировке. Что то убрать, а что то оставить, построить форму, определить кульминацию. Однако всегда надо помнить, что каждое Ваше решение Вам придется отстаивать перед продюсером и музыкантами. Поэтому любое действие должно быть аргументировано, и работать на конечный результат, а это как мы уже выяснили определяется словом «impact».

Формы музыкальных произведений.

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:


Куплетная форма А–А–А–А–А и т.д.

Двухчастная форма А–В

Форма с рефреном (рондо) А–В–А–С–А

Вариационная форма А–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д.

Типичный пример куплетной формы это песня о кочегаре-моряке «Раскинулось море широко…». Двадцать один куплет! В куплетной форме могут встречаться разнообразия, в виде реприз. Реприза – это повторение последней строчки куплета, в данном случае. Двухчастная или куплет-припевная форма, наиболее распространенная и доминирующая в современной музыке последние сто лет. Рондо так же встречается и в поп, и в рок музыке, и в джазе тоже. Вариационная форма отличается от куплетной тем, что каждое последующее повторение варьирует основную тему. В современной музыке встречается гораздо реже. Все остальные формы образуются на основе сочетания уже имеющихся. К примеру, куплет и припев не соединяются между собой гармонически и между ними появляется короткая третья часть, обычно четырехтактная, которая связывает куплет и припев гармоническим и мелодическим материалом. Получается трехчастная форма с бриджем:

А-С-В. Или рондо может принимать вид, когда после средней части повторяются предыдущие в обратном порядке: А-В-С-В-А. Или так: А-В-А-С-А-В-А.

Построение композиции.

Рассмотрим три основных подхода в построении композиции.

Jazz. В джазе все музыканты в бэнде делятся на две категории. Это фронтмэн и сайдмэн. Джаз – это прежде всего импровизация и поэтому музыкант который может импровизировать – это фронтмэн, музыкант, который ему аккомпанирует и помогает импровизировать – это сайдмэн. От сюда и вытекают принципы построения композиции. К примеру, после изложения темы А и темы В на сцену из бэнда выходит фронтмэн, импровизатор (саксофон) и излагает свои мысли и чувства по поводу темы А, импровизирует. После чего публика, выслушав музыканта аплодирует, а музыкант раскланявшись возвращается на место. Пока все это происходит бэнд играет тему В в вариации (например тема излагается другой группой инструментов). Дальше на сцене появляется следующий фронтмэн (труба) и не обращая внимания на то, что «говорил» саксофонист, высказывает свое понимание и отношение к теме А. Так может повторятся несколько раз (зависит от количества фронтмэнов в бэнде). Импровизации могут быть как на тему А так и на тему В, но как бы долго не продолжалось это общение музыкантов с публикой мы не минуемо придем к tutti. Tutti – это когда играют все вместе, это когда тема излагается всем бэндом, это кульминация композиции. После чего идет реприза (повторение темы А) и Кода (завершение композиции).

Пример построения композиции:

Таким образом джазовый принцип построения композиции можно кратко сформулировать как принцип независимого изложения музыкального материала. Каждая последующая импровизация не является продолжением предыдущей, а представляет из себя самостоятельную законченную часть с внутренним развитием, кульминацией и завершением.

Rock. Принципы построения композиции в роке кардинально отличаются от джазового подхода. Рок очень демократичное движение зародившееся в шестидесятых годах прошлого века. Социальная среда и дух того времени дали нам движение хиппи, которое вдохновляло музыкантов, художников, кино и архитектуру, все виды искусства. Поэтому в роке нет сайдмэнов, все музыканты в группе равнозначны. Творчество в группе всегда коллективное. Все импровизируют и сочиняют. Так большинство песен группы Битлз написаны в соавторстве Джона Ленона и Пола Маккартни. И неизвестно кто придумал куплет, а кто припев, кто сочинил какую строчку в тексте припева. Не смотря на то, что Фреди Меркури безусловно лидер, Роджер Тейлор так же полноправный член группы. И все вместе это называется Queen. Нет Джона Лорда, нет и Deep Purple, или это уже Deep Purple. Нет Джона Бонэма нет и Led Zeppelin, или это уже не Led Zeppelin.

От сюда и вытекает логика построения композиции в Рок музыке. Основной принцип кратко можно сформулировать так: каждая последующая часть является логическим и эмоциональным продолжением предыдущей. Каждый импровизационный квадрат ведет нас к следующему и далее к кульминации композиции. К примеру, композиция начинается с вокального изложения тем А и В (куплет, припев). Далее повторение с вариациями, второй куплет и припев. После чего гитарное соло на тему А подхватывает орган, который передает эстафету саксофону или гитаре, но уже с новым звуком. Часто встречаются изменения фактуры ритм секции или изменения темпа, усиливающие «impact», и создающие кульминацию. Все движение ведет к кульминации, все музыканты работают на общую идею, на результат. В этом принципиальное различие джазового и рокового подхода в построении композиции.

Рассмотрим пример:

Как видно из примера, в данной композиции кульминация достигается за счет удвоения темпа и солирующей драйвовой гитары. Как правило орган активно поддерживает кульминацию, оставаясь на втором плане.

Club music. Сменилось время, сменилось поколение, на смену хиппи и танцевальным залам пришли дискотеки и клубы. Зародилась новая культура, представляющая новое поколение и совершенно другой социальный слой. Молодежь уже не уходит в протест поселяясь в коммунах, а работает пять дней в неделю в офисах, ходит на службу в белых рубашках. Но вот наступает пятница, день когда можно оторваться и клубиться по полной. И появляется музыка пятничного социального протеста, диктуемая новыми условиями. В клубе время течет медленнее, торопиться не куда. Вот Вам и десяти минутные композиции нанизанные на отлично выстроенный грув, заставляющий двигаться и жить вместе с ним. Композиции строятся небольшими блоками по 8-16 тактов. Каждый новый блок наращивает энергоемкость до какого то предела и дальше сброс, релакс. И снова вперед, идет разгон, нарастание и вот оно… «мочим» со всех орудий…

Примерно так строится типичная клубная композиция: блоки делаются по 8 тактов. Заканчиваются всегда сбивочками различных типов и мастей. Таких блоков в треке может быть около двадцати. Из них многие будут (и должны быть) повторениями с небольшими вариациями.

Intro – Вступление. Свободно текущие звуки, пэды, иногда c kick drum или НН для диджеев. 1-4 блока.

К. – Coda или outro, противоположная вступлению часть.

Н. - Extended crescendo (Build up) или нарастание. Длинный фрагмент из 4-16 блоков, в котором сначала звучит один элемент фактуры, потом через 8 тактов добавляется еще один элемент, потом еще, и т.д.

С. - Breack или Сброс.. Если раньше звучал ритм, то теперь расплывчатые пады/звуки. Атмосфера разряженная, замирание всего.

 

Далее две самые "ходовые" группы:

Р. - Разгон (Сrescendo). Отличается от [Н], хотя в чем-то похож. Разница в том, что это обычно короткие по длине группы блоков, часто 1-2 блока всего.

М. - Drop или Мясо, обычно 1-2 блока. Это самая насыщенная часть, кульминация трека.

Пример построения композиции:


Мы рассмотрели с Вами три принципиально разных подхода к построению композиции. А что между ними общего? Не смотря на колоссальную разницу в мышлении, между ними очень много общего. Скорее общего даже больше, чем разного. Давайте посмотрим внимательней на общее. Первое что бросается в глаза, это то что кульминация есть во всех трех способах, и располагается она, как правило на 2/3 композиции. Второе, это принцип не повторения. Повторяя не повторяйся. И эти принципы взяты из нашей жизни. Музыка и любовь очень похожи. Музыка это и есть любовь. Вся музыка о любви. Даже когда песня про одиночество, одиночество это отсутствие любви. Наивысшая точка в любви это оргазм. Если Вы не достигли оргазма, тогда зачем все остальное? Не стоит понимать мои слова буквально, любовь и оргазм понятия гораздо более широкие нежели отношения между полами. Наивысшая точка в композиции это кульминация. Если Вы не смогли довести слушателя до полного оргазма, значит сведение не удалось, фейл. Не зависимо от стилистики… Нет кульминации, нет и трека. Уверен, Вы можете привести с десяток примеров хороших миксов, где нет кульминации. Но во первых мы говорим не о хороших а об отличных миксах. Во вторых есть стили не предусматривающие кульминации. Музыка состояния, мантра. Трэнс например. Второе это принцип не повторения. Это тоже из жизни. Когда мы разговариваем, мы не повторяем одно и тоже дважды:

«Самолет летит куда то. Самолет летит куда то. Самолет летит куда то...»

А если и повторяем то с новым смыслом:

САМОЛЕТ летит куда то. Самолет ЛЕТИТ куда то! Самолет летит КУДА ТО?

Так же и в музыке: Повторяясь не повторяйся.

 На практике, на этом этапе сведения Вы должны точно определить, чем обеспечивается переход от одной части к другой (от куплета к припеву), за счет чего создается развитие и движение вверх? Чем второй куплет отличается от первого, а третий припев от второго?… Copy/Pasteне катит. Как Вы подведете слушателя к кульминации и какими средствами (партиями) Вы ее создадите? Где будет кульминация, на гитарном соло или соло синтезатора? Экспериментируя, попеременно убирая и добавляя те или иные партии Вы найдете нужный вариант. Ваша задача не дать ему нажать стоп на плеере или переключиться на другую радиостанцию. Вы как бы говорите ему «не спи, не спи, слушай меня!».

Опять же Вы можете найти десяток примеров, опровергающих все выше сказанное. Но еще раз повторю, что мы говорим не о хороших а об отличных миксах и любое исключение из правила подтверждает правило. И еще один момент, в каждом отличном миксе всегда есть заковырка или какая то мелочь, выходящая за рамки правил. Потому он и отличный, что отличается от общей массы. Послушайте «My favourite game» группы Cardigance. Гипертрофированный бас с инфранизом и восьмибитный хэт, который бьет прямо в лоб. Однако это не мешает песне быть хитом. Держите это у себя в голове, когда сводите!

Как добиться не повторения, кода в песне четыре припева и все одинаковые? Первое, добавьте противосложение или усильте ритм секцию или … Второе, если нечего добавить, всегда есть что то убрать.

Давайте разберем форму одной из классических композиций группы Pink Floyd «Money». 

Pink Floyd Money

1. Pink_Floyd_Money Play Download this Song

Послушали? Теперь давайте разбираться. В треке три куплета, соло саксофона и три гитарных соло подряд. Довольно сложно избежать однообразия, тем более что по факту это простейшая куплетная форма. И как же им это удалось? А вот как. Второй куплет отличается от первого вокальными вариациями. Начальный размер 7/4 и куплеты построены на тоническом рифе. На соло саксофона они переходят на классический блюзовый квадрат, появляется субдоминанта. На первом гитарном соло происходит смена размера на 4/4 с триольным хэтом. На втором гитарном соло смена пространства. На третьем ритм становится прямой, без триолей, что снимает напряжение предыдущей части и еще сильнее разгоняет трек. Плюс опять смена пространства, теперь оно становиться нереально большим и мы взлетаем! Вот она кульминация! Далее идет смена размера на 7/4, третий куплет, по динамике повторяющий первый и кода. В коде опять смена размера на 4/4. Пространство меняется трижды. Альбом выпущен в 1973 году, никакой автоматизации и цифровых технологий. Вообще Алан Парсон, продюсер проекта очень интересно работает с пространством. Рекомендую послушать альбом целиком. 

Критическое слушанье

Упражнение №5.

Провести подобный анализ десяти композиций различных стилистических направлений. Это упражнение поможет Вам понять логику построения композиции. Выполняйте его всегда, когда слушаете что то новое и интересное. 

Кратко:

- Люди не слушают сведение, люди слушают песню.

- Наивысшая точка в композиции это кульминация.

- Повторяясь не повторяйся. Copy/Pasteне катит.

- В каждом отличном миксе всегда есть заковырка или какая то мелочь, выходящая за рамки правил.

- Если нечего добавить, всегда есть что то убрать.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

25 июля!


Семинар:

Сведение и Мастеринг Концепция

На нем Вы точно узнаете много нового о том с чего начинать Сведение и нужно ли делать Сведение иМастеринг одновременно, что такое спектральный баланс, и как подходить к построению пространства, а также сможете поговорить с профессионалами.
Приходите. Будет интересно!
Семинар ведет Александр Цыплухин.

📍Стоимость участия 700р. Начало в 19.00

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу звукорежиссуры.

Контакты

 

Адрес:

г. Москва, ул. Шаболовка, д.34

Из метро вдоль желтого двухэтажного здания. В конце проходная.

Местный телефон 372. Далее главный 4х-этажный корпус обходим справа, дверь с надписью "Pro-Sound music" "Школа Музмейкеров".

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации