Александр Цыплухин

Эквализация ударных
Основные опорные микрофоны

DW

Kick drum mics
Обычно Kick пишут одним микрофоном в край пластика, НЕ в центр! Это дает возможность получить хороший низ и верх на бочке. Основной тон или тело бочки лежит ниже 100 Гц. Частота зависит от размера и натяжения пластика. Kick может быть 20, 22 и 24 дюйма. Если сделать эквализацию фильтром Bell с подъемом на 10-15 дб и пройти диапазон от 20 до 100 Гц Вы услышите 2-3 резонанса. Например на 40 и 80 Гц или какие то другие частоты. Это и есть тело kick drum. У бочки как и у других инструментов есть нота на которой она звучит. Плохо когда она играет в секунду с басом, не в тональности. Если у Вас тональность Ля минор, то плохо когда бочка играет Ля диез, особенно для электронных бочек. Это предполагает конфликт бочки и баса. Тело можно скорректировать с помощью эквалайзера так как вокруг основного резонанса присутствует обертона в соответствии с таблицей приведенной ниже. Выберите для основного тона тонику, квинту или кварту, только не секунду!

 Корекция тела бочки обычно 4-6 дб, если все хорошо записано. То есть мы только подчеркиваем тело. Ниже в таблице приведены частоты и их соответствие нотам.

Вторая, очень важная частота — это диапазон 200-500гц с пиком примерно на 350гц. Этот диапазон на бочке звучит как удар палкой по картонной коробке. Очень нехарактерная частота для kick drum, поэтому эту частоту мы опустим на 6-8 дб.
И третья ответственная частота — это касание пластика. Этот диапазон лежит от 2 до 8 кГц и имеет стилистические особенности. Например, в классик рок эта частота чаще а районе 2-4 кГц, в диско может быть 4-6кГц, а в металле 8-10 кГц. Обычно делаем подъем на 6-8 дб. Решать Вам, но баланс между телом и частотой касания пластика должен быть адекватным, то есть в миксе должны прослушиваться обе частоты. В дополнение к этому микрофону часто пишут саб низ отдельно. Для этого используется Yamaha Sub kick. Погуглите.A5 DrumMicing
Snare drum
В большинстве случаев малый пишется двумя микрофонами. Первый (Top) стоит над верхним пластиком, второй (Bottom) находится снизу под подструнником.
Чаще всего, по классике, верхний пишется Shure SM57. Нижний я пишу конденсаторным микрофоном Rode NT2. Но могут быть варианты… Получается, что верхний и нижний микрофоны направлены друг на друга и таким образом они всегда в противофазе. Поэтому переворот фазы на нижнем микрофоне обязателен, в противном случае Вы потеряете тело барабана, оно попадет в противофазу и вычитается.
Snare drum mics (Top)
Как и у бочки у рабочего барабана есть тело, оно находится в диапазоне от 100 до 200 Гц. Пройдя этот диапазон узкополосным фильтром с подъемом на 10-15 дб Вы легко его найдете, так же как мы это делаем на kick drum. Частота тела определяется толщиной малого барабана, натяжением пластика и материалом, из которого он сделан. Обычно это 150-180 Гц.

Еще у малого есть нота. Она лежит в диапазоне от 250 до 600Гц. В зависимости от стилистики эта нота может выделяться или приглушаться. В Гранже, Рокабилли, Панк роке эта нота необходима и тогда перед записью малый настраивают в тональность. А вот в металле малый демпфируют, чтобы приглушить эту ноту. Как правило эквализацией не стоит выделять ее, это можно сделать за счет сустэйн компрессии, с быстрым релизом. А вот опустить нижнюю середину с пиком на 300-400Гц будет полезным. От этого малый будет более пробивным и не таким тяжелым.
И третья частота — это касание пластика. Так же, как и у бочки это диапазон от 2х до 8кГц. Однако эта частота должна отличатся от выбранной частоты на бочке. Например, на kick 6кГц, а на snare 8кГц. Это позволит Вам разделить и улучшить читаемость ударных в миксе.
Snare drum mics (Bottom)
Эквализация нижнего пластика сводится к окраске звучания подструнника. Это вопрос стилистики и вкуса. В целом чем выше выделяемая частота, тем легче звучит малый барабан, он становится более джазовым, а подструнник песочным, чем ниже, тем он становится тяжелее и более роковым или попсовым. Диапазон от 2х до 10кГц. Выделение тела (100-200Гц) для нижнего вопрос не принципиальный, тело и атаку мы берем из верхнего микрофона. Компрессия с быстрым релизом уберет рыхлость и сделает его более плотным. Гейтирование в темпе песни усилит пампинг и раскачает трек в нужном направлении, если, конечно, Вы правильно выберите длительность – 1/8, 1/4 или 2/4 ноты. Длиннее не бывает.
Overhead mics
Это два конденсаторных микрофона, которые стоят над головой барабанщика. Один над тарелкой Ride, второй над Crash при расположении микрофонов в конфигурации АВ. Еще возможно расположение микрофонов в конфигурации XY. В этом случае оба микрофона стоят в одной точке под углом 60 градусов к друг другу. Конфигурация АВ звучит более селективно и более широко. Чаще используется в Рок и Поп музыке. XY звучит более слитно и хороша для Джаза. В этих микрофонах присутствует вся установка. Для того что бы компрессор работал корректно на этой паре из нее надо удалить малый и бочку. Cut фильтр ниже 300 Гц решает эту проблему, но не стоит резать выше 400 Гц иначе тарелки и хэт станут тонкими и безжизненными. Если все записано правильно и у Вас было хорошее железо и хорошая пара микрофонов, дополнительная эквализация не требуется. Компрессия этой пары с атакой 3-5 мс выделит транзиенты на железе и малом и добавит им остроты и читаемости в миксе.
Hi Hat
Хэт уже присутствует в оверах и если Вы сводите не тяжелую музыку, то такого хэта вполне достаточно. Но для Рок музыки такой хэт будет слишком легким и неубедительным. Поэтому пишут еще один микрофон, который стоит над хэтом. Обычно это динамический микрофон. Shure SM 57 или Sennheiser 421. Такие микрофоны звучат тяжело и увесисто. Чем ближе микрофон стоит к цоколю, тем острее атаки. Такая постановка хороша для партии, в которой много мелочи и нюансов. Чем ближе к краю тем больше тела и, тем увесистей и убедительней звучит хэт, но хуже читаются атаки. Поэтому куда поставить микрофон зависит от партии и стиля и каждый раз Вы решаете этот компромисс. Как и овера эта дорожка содержит малый барабан, потому что он рядом с хэтом и звучит громче хэта. Поэтому первое что нужно сделать это отсечь от сюда малый с помощью cut фильтра на 300гц. Далее с помощью компрессора надо сократить динамику между сильной и слабой долями и открытым и закрытым хэтом. И после этого подмешать его к стереопаре оверхэда. Возможно, может понадобится временная коррекция оверов чтобы атаки ощущались ярче, поскольку овера стоят выше и дальше от малого и хэта. Дополнительной эквализации для этой дорожки не требуется.
Toms
Каждая ударная установка имеет собственное звучание. Классические барабаны Sonor имеют специфическое джазовое и рокeнрольное звучание. Барабаны D&W имеют глубокий и благородный звук. И даже у одного производителя есть специфика установки, концертная или студийная и т. д. И из одной установки мы другую сделать не можем, но в каких-то пределах мы можем варьировать саунд томов. Томы бывают от 9 и до 18 дюймов. Как правило на установке их три. Два альта 12 и 14 дюймов и напольный ( tom floor ) 16 дюймов, но могут быть варианты. А большинство барабанщиков обходятся одним альтом и напольным. Строятся как правило в терцию или кварту. Вообще существуют десятки вариантов настройки томов, у каждого барабанщика своя схема. Упрощенно можно сказать, что альты находятся в районе 200Гц. Напольный около 100Гц. Критичная полоса для томов, это нижняя середина с пиком на 300-400 Гц. Подъем в этой области делает их более деревянными. Спад придает томам благородство. Выделение касания пластика как правило не требуется, читаемость достигается за счет компрессии с атакой 3-5 мсек. Небольшой подъем в районе 120 Гц добавит жиру и сделает их более увесистыми.

Note

Продолжение следует...

28 НОЯБРЯ стартует ОНЛАЙН курс:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ:

✓ Построение пространства
✓ Динамическая обработка звука
✓ Эквализация инструментов на сведении
✓ Мастеринг

Куратор курса: Александр Цыплухин 

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу по Сведению, Мастерингу и Саунд дизайну.

Контакты

 

Адрес:

Москва,ул. Сущевский вал д. 9
(ст. м. Савеловская)
Бизнес Центр "КАСКАД МЕБЕЛЬ"

Из метро по переходу направо и еще раз направо. Далее по Сущевскому валу налево, второе здание от эстакады. Дальний подьезд, 9 этаж и два пролета вверх на крышу, и Вы в студии.

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации