Александр Цыплухин: «Прежде всего необходимо разобраться с композицией произведения. В данном случае мы имеем дело с классической оркестровой композицией, в которой отсутствуют медные духовые инструменты. Имеется струнная группа и ритм-секция, роль которой выполняют бас и клавесин. Деревянные духовые представлены двумя флейтами и кларнетом. Дополнительно в состав введены виброфон и синтезатор, который имитирует звучание хора, а роль сольного инструмента отдана акустической гитаре с нейлоновыми струнами. По сути дела, это расширенный струнный состав, в который в соответствии с современными тенденциями добавлены синтезатор, виброфон и гитара.
В классическом составе деревянные духовые располагаются слева от дирижера, а медные — справа. Поскольку данный состав не совсем классический, то мы решаем центр оставить за сольной гитарой, деревянные духовые разводим по панораме (но не слишком широко, иначе трудно будет добиться слитного звучания этих инструментов). Струнная группа (в классическом варианте) располагается слева от дирижера и уравновешивается наличием виолончелей и контрабасов с другой стороны панорамы. Так как в данном примере струнная группа является единственной, то ей отдается почти вся ширина панорамы (с небольшим сдвигом влево), с одновременным отодвиганием на дальний план. Точно так же мы поступаем со звучанием синтезатора, имитирующего хор. Мы также отодвигаем его на задний план с небольшим смещением вправо по панораме. Остается определить место для виброфона. Так как звучание этого инструмента до-статочно объемное, то его необходимо расположить ближе к центру, чтобы избежать возможного дисбаланса по обеим сторонам панорамы с другими инструментами.
В процессе распределения инструментов в стерео пространстве мы все время стараемся оттолкнуться от классического стиля расположения и звучания инструментов. Это необходимо, чтобы при сведении композиции расположение инструментов и их звучание были близки к стилю, к которому относится данная музыка.
В соответствии с классическим стилем мы намечаем, что общая глубина перспективы для данного состава должна составлять примерно 15...20 м. Таким образом, дальний план мы отдаем струнным и хору, в средней зоне (примерно 7...10 м) мы располагаем деревянные духовые (кларнет и флейты), в ближнюю зону (это будет составлять около 3...5 м) оставляем для соло гитары, баса, клавесина и виброфона. Исходя из таких намерений и появилась схема, представленная на рис. 1, который помогает нам зрительно представить расположение инструментов в перспективе».
Эффекты
Для имитации дальнего плана, на котором будут расположены струнные и хор, мы применим плагин фирмы Waves TrueVerb. Мы выберем готовый пресет и подредактируем его в соответствии с нашей задачей. В данном случае вполне подходит пресет под названием Medium Concert.
Корректировку пресета начинаем с того, что устанавливаем самую короткую величину параметра Predelay. Это делается для того, чтобы между основным сигналом и его откликом не было большого разрыва. В противном случае можно получить звучание, при котором сначала на первом плане четко прозвучит основной сигнал и лишь затем, с некоторым отрывом последует реверберационный отклик. В данной ситуации нас это не устраивает. Значение Predelay установлено на отметке 10,5 мс, время реверберации составляет 1,3 с и уровень высоких частот уменьшен (в соответствии с законами физики, о которых мы упоминали выше). Основной сигнал в ревербераторе отключен, чтобы на выходе получить только сам реверберационный отклик. Кроме того, чтобы избавиться от нежелательных призвуков в низкочастотном диапазоне, на канале FX, где включен плагин TrueVerb, с помощью фильтра подрезаны низкие частоты.
Следующий эффект, который нам понадобится — дилэй (Delay). Воспользуемся опять плагином фирмы Waves и выберем Super Тар 2-Taps Mod, в котором имеется возможность раздельной регулировки всех параметров задержки.
С помощью этого эффекта мы придаем необходимый объем инструментам, в то время как ревербератор используется для обозначения звуковых планов.
При сведении данной композиции мы также применим плагин Waves Doubler 4. Назначение этого эффекта - придать немного больше плотности и широты тем инструментам, которые не являются точечными. В данном случае точечными инструментами в партитуре являются деревянные духовые (кларнет и флейты). К ним этот эффект не применяется, а к остальным добавляется в разной пропорции, в зависимости от исходного звука и желаемого результата.
В реальной работе окончательная подгонка параметров происходит во время прослушивания всего микса, чтобы можно было услышать взаимное влияние инструментов друг на друга. Мы переходим к расстановке инструментов в пространстве и начинаем с инструментов ближнего плана.
Виброфон
Следующий инструмент относительно ближнего плана - виброфон. Почему «относительно»? Потому, что его звучание достаточно объемно само по себе и при поддержке его эффектами он оказывается размещенным между ближним и средним планом. В связи с тем, что звук виброфона слабее, чем у остальным инструментов, для вписывания его в общую музыкальную палитру применим все эффекты, имеющиеся в нашем распоряжении. С помощью Doubler слегка уплотняем звучание, дилэй придает объемность звуку, а реверберация помогает вписать его в общее звуковое пространство. При этом на канале самого виброфона не забываем немного обрезать высокие частоты, чтобы слегка отдалить его звучание (звуковые примеры — VibeOrig.mрЗ и VibeProc.mp3).
Бас
Традиционно место этого инструмента — в центре. Из эффектов к нему можно применить только Doubler, чтобы несколько уплотнить и расширить исходный звук. Уровень посыла устанавливаем в районе -10...-8 дБ, а окончательную корректировку произведем в конце, когда все остальные инструменты уже будут звучать со своими эффектами (звуковые примеры — BassOrig.mp3 BassProc.mp3).
Клавесин
Следующим по порядку идет звук клавесина, который выполняет в инструментовке ритмическую функцию. Так как звук клавесина сам по себе звучит гораздо шире, чем бас, то эффект Doubler мы будем добавлять к нему в меньшей пропорции. Первоначально уровень посыла выставляем в районе -20 дБ, а окончательную корректировку производим на общем звучании всех инструментов (звуковые примеры — ClaviOrig.mp3 и ClaviProc.mp3).
Соло-гитара
Это последний и самый важный инструмент, который мы размещаем на переднем плане. Гитара в данной пьесе является сольным инструментом, поэтому применять к ней эффекты нужно очень аккуратно. Эффектом Doubler мы чуть-чуть уплотняем звучание инструмента, а комбинацией уровней посылов на ревербератор и дилэй добиваемся объемного и в то же время насыщенного звука переднего плана. Помимо этого, мы применяем частотную коррекцию: обрезным фильтром НЧ убираем из звука все лишние низкочастотные примеси, а фильтром высоких частот смягчаем акустическое звучание сольной гитары и заодно освобождаем эти частотные диапазоны для других инструментов (звуковые примеры — GtrOrig.mp3 и GtrProc.mp3).
Синтезатор (хоры)
Несмотря на намеченное для синтезатора место на схеме, в процессе работы над этим треком было решено изменить подход к его расположению. Конечное звучание синтезатора сделано таким образом, что он звучит «словно бы везде» и его местоположение трудно определить. Так как партия синтезатора часто дублирует виброфон, то решено было придать этой партии «размытое» звучание. Этого эффекта удается добиться следующим образом. Партия синтезатора была скопирована на другой трек, и уже на этом треке была перевернута фаза. Некоторые читатели сразу же могут спросить: «Но ведь между этими двумя треками возникает противофаза, и они будут «съедать» звучание друг у друга?». Совершенно верно. Но в данном конкретном случае это не страшно, т.к. оба трека обрабатываются эффектами Doubler, дилэя и реверберации, и перекрестное звучание этих эффектов не дает исчезнуть звуку синтезатора. Этим приемом мы добиваемся того, что звучание в центре размывается, остается звучание эффектов по сторонам панорамы. Ну и, конечно, не забываем, что это звук дальнего плана и ему требуется соответствующая частотная коррекция, при которой обрезаются низкие и высокие частоты (звуковые примеры — SynthOrig.mp3 и SynthProc.mp3).
Деревянные духовые
Средний план у нас представлен деревянными духовыми — кларнет и две флейты. Так как они разведены по панораме (хотя и не слишком широко), применим к ним схожие уровни посылов на эффекты. Звучание этих инструментов является точечным, поэтому эффект Doubler к ним не применяется. С помощью ревербератора мы отодвигаем эти инструменты вглубь, а добавляя дилэй в реверберационный отклик, получаем более объемное звучание. При этом с помощью канального эквалайзера сначала избавляемся от лишних призвуков в низкочастотном диапазоне, а затем, поскольку эти инструменты располагаются более глубоко по звуковой перспективе, более серьезно уменьшаем уровень высоких частот (звуковые примеры - WoodsOrig.mp3 и WoodsProc.mp3).
Струнные
Струнные у нас звучат широко, поэтому применяем к ним все имеющиеся у нас эффекты. Doubler уплотняет и расширяет звучание, с помощью ревербератора мы отодвигаем инструменты вглубь, а добавляя в "хвост" ревербератора некоторое количество дилэя, мы увеличиваем объем. Уровни посылов сначала выставляем ориентировочно, а окончательное уточнение производится при полном звучании всех инструментов. Необходимо помнить, что у скрипок, особенно когда они звучат издалека, практически слышны только средние частоты. Поэтому с помощью эквалайзера смело обрезаем низкие и высокие частоты. Таким образом мы стараемся получить более натуральный звук струнных.
На этом, пожалуй, можно закончить беседу о расположении инструментов в пространстве. Все музыкальные примеры, упоминавшиеся в тексте этой статьи, можно скачать или прослушать на сайте журнала в разделе «Audio» по адресу http://audio.inoutmag.ru.
Текст Льва Наумова