Александр Цыплухин
СВЕДЕНИЕ
После того как Вы закончили с ритм секцией, добились от нее драйва, панча и нужного характера самое время заняться другими инструментами. Оцените каждую партию и ее функцию в треке. Гармония это или мелодия. Несет ли она ритмическую функцию или нет. Часто одна и та же партия может сочетать в себе несколько функций. Например гитара играющая аккорды как правило выполняет еще и ритмическую функцию и неизвестно что важнее гармония или ритм, или и то, и другое. Важно обращать внимание не только на тембральное сочетание инструментов но и то, где они находятся по высоте, то есть тесситурно. Крайне мало вероятно что две партии играющие разные мелодии в одной октаве будут хорошо сочетаться. Скорее всего они будут мешать друг другу. И что же делать в этом случае? Есть два способа решения проблемы:
- перенести одну из них на октаву вверх или вниз;
- удалить одну из них.
При чем второй способ предпочтителен.
На сведении мы работаем не карандашом, а резинкой. Мы как скульпторы берем глыбу и отсекаем лишнее. Поэтому не стесняйтесь. Минимализм лучше чем излишества. Только помните, что любое Ваше действие должно быть аргументировано. Нельзя убрать партию только потому что она Вам не нравится. Ваши решения должны быть обоснованы.
Эквализация
После ритм секции следующий Ваш шаг это подвести фундамент. Фундамент это бас. Какие требования к басу? Бас это основа Вашей фонограммы, поэтому он должен обладать достаточным низом. Низ может быть разным, но это диапазон ниже 200Гц. Бас может иметь саб низ, а может быть и без него. Важно сочетание его с киком. Как правило, но не всегда если бас с сабом, то кик выше его, если кик с сабом, то бас выше его. Это позволяет добиться хорошего сочетания и хорошей читаемости этих двух инструментов. Второе, бас должен быть ровным во всем его нотном диапазоне. Очень много фонограмм где это требование не выполняется, но я рекомендую уделить этому внимание. Скачайте песню Стинга «All four seasons». Бас здесь играет в двухс половиной октавах и он идеально ровно звучит во всем диапазоне. Очень часто бывает что какая то одна или несколько нот выделяются по громкости с явным резонансом. Найдите эти ноты и резонансы, и подожмите узкой полосой воспользовавшись полосовой компрессией ( Мультибэнд компрессор). Не нужно для этих целей использовать эквалайзер. Он будет воздействовать на всю партию и все ноты от этого пострадают. Полосовая компрессия сработает избирательно и с хирургической точностью. Все сказанное относится не только к басу но и ко всем инструментам включая голос. Основные частоты для баса: - Нижняя середина, диапазон 200-500 Гц. Небольшой подъем в этой области делает бас более роковым, спад в этой области делает его более глубоким и объемным. - Середина и верхняя середина 1000-2500 Гц делает его более ярким и читаемым, собственно как и все инструменты. - Для бас гитар записанных через комбик, выше 3000 Гц ничего нет кроме грязи. Но вырезать не стоит. Гитара. Очень разноликий инструмент и по тембру, и по функциям. Дать однозначную рекомендацию не возможно. В целом характер и тембр звучания формируется при записи, так что постарайтесь не испортить. И придерживаться того, что сделано при записи. Единственное что можно сказать на 90% это Cut фильтр на 100 Гц или чуть выше. Это поможет избежать грязи в низу и не будет мешать Кику и Басу даст Вам четкий и ясный низ во всем миксе. Клавишные. Как и гитара очень разнообразные инструменты и по природе звука, и по фактуре, и конечно же по функции в миксе. В большинстве случаев тот же Cut с низу не повредит, если они не выполняют функцию баса. Любая другая эквализация связана с задумкой по размещению в пространстве. Очень часто синты могут иметь очень насыщенный верх ( пэды например) и в соло они звучат очень красиво, но в миксе насыщенный верх начинает грязнить и мешать ВЧ перкуссии и голосу. Легкий шэлф с верху решит эту проблему и укрепит нотную составляющую синта. Примеров может быть много и решение каждый раз индивидуально. Голос. При эквализации голоса опирайтесь на визуализацию исполнителя. Представьте на каком расстоянии он должен находиться, как он должен восприниматься по вертикальной и горизонтальной плоскостям. Большой или маленький, узкий или широкий. Если подзабыли, прочтите первую часть из этой серии статей.
Размещение инструментов в стерео поле
Звук трехмерен. Это горизонтальное (два измерения)и вертикальное. В горизонтальной плоскости источник может быть левее или правее и ближе, дальше или сзади. Значит и наши миксы не должны быть плоскими, а инструменты могут располагаться во всех трех измерениях. Объекты в миксе могут находиться близко или далеко. Левее или правее. Выше или ниже. А могут и двигаться от одной позиции к другой. Я встречал миксы, в которых ясно прослушиваются пять планов по глубине. Но микс должен иметь хотя бы три плана. Ближний, средний и дальний. На практике при первом этапе, при разборе партий найдите кандидатов которые Вы можете себе позволить разместить в дальнем плане. Это точно не будут солирующие инструменты, такие как Lead vocal. Но дополнительные, additional партии вполне подойдут для этого. Такие партии помогут создать Вам глубину и перспективу в миксе.
При создании стереополя ориентируйтесь на визуальные образы. Это поможет избежать Вам грубых ошибок. Например представьте себе картину или кадр из фильма где главный герой рассказывает свою историю находясь в левом нижнем углу экрана. Как Вам? Вы будете смотреть такой фильм? Вряд ли. Значит и у Вас солирующие инструменты должны быть в центре. Это главные герои. Диалог два главных героя могут вести располагаясь один левее, другой правее. Но не по углам, оставляя в центре дырку. Так же и в звуке: НЕ БЫВАЕТ ЗВУКОВ КОТОРЫЕ МЫ СЛЫШИМ ТОЛЬКО ЛЕВЫМ ИЛИ ПРАВЫМ УХОМ. Мы всегда слышим звук двумя ушами. Чего не стоит делать и о чем нужно помнить: - панорамировать солирующие инструменты из центра; - ни какие инструменты панорамировать полярно; - если партия не прослушивается, значит либо она не нужна, либо сделайте ее громче; - меньше партий чище микс; - если голос плохо прослушивается, найдите что ему мешает; - если у вокалиста пропала дикция и слов не понятно, уберите тише всю ВЧ перкуссию; - пропала бочка, убавьте бас. Все частотные диапазоны должны быть сбалансированы.
Постранство
Реверб
Представьте себе оркестр. Солист находится близко. Скрипки слева. Трубы подальше справа. Валторны дальше всех. А за ними еще хор в 80 человек. Но все они находятся в одном зале, в едином пространстве. Время реверберации в этом зале одинаково для всех инструментов. Просто одни ближе, другие дальше. Да, предилэй для солиста и валторн будет разный. Но акустика зала соединяет все инструменты в едином пространстве и «склеивает» оркестр в единый организм. Значит по большому счету для сведения Вам понадобиться только ОДИН ревер.
Дилэй
Еще один момент, не бывает пространств с абсолютно ровным акустическим полем. Это идеальное пространство. В любом помещении будет присутствовать дилэй. И использование только реверба для создания пространства приведет Вас либо к бане или пещере, либо пространство будет очень сухим без перспективы. Эту задачу решает дилэй всторенный в реверб. То есть сочетание дилэя и реверба даст Вам более естественное пространство. И даст глубину и перспективу БЕЗ БАНИ. Применение в одном миксе разных пространств позволяет наоборот, отделить какой то инструмент из общего пространства.
Вопрос:
А Вам это надо? Вы точно этого хотите? Вообще умение задавать себе правильные вопросы это уже гарантия правильного ответа.
Чего не стоит делать и о чем нужно помнить:
- не стоит использовать отдельный реверб на каждую дорожку.Ревербы ставим не в Инсерт, а только на общую шину через Сенд;
- Дилэй создает перспективу и дальний план. Иногда достаточно одного дилэя и без реверберации. Это основной инструмент для создания перспективы;
- Эквализация шин эффектов ОБЯЗАТЕЛЬНА. Она создает желаемый окрас помещений и придает правильный характер;
Финальный микс
Все готово, но звучит криво. Голос отдельно, кик отдельно, гитара торчит. Потому что после построения пространства все изменилось. Эквализация и эффекты изменили громкости. Что то стадо тише, что то наоборот вылезло на передний план. Начинаем корректировать баланс громкостей. Все изменения делаем только цифрами. Ни коем случае не мышкой!!! Вокал убавили на -5дб. Оказалось много. Но Вы помните что убавили на 5дб. Тогда верните ему 2,5дб. Многовато? Убавьте еще на 1дб. Вроде в самый раз. Но это пока… Убавите гитары и ударные и его станет опять много, прибавите, станет мало. А может получиться в куплете много, а в припеве мало. Тогда ни в коем случае НЕ МЕНЯЙТЕ ГРОМКОСТЬ ВОКАЛИСТА. Не вокал трамбуем в катками микс, а микс делаем под вокал. Найдите чего не хватает вокалисту в куплете и что мешает ему в припеве? Возможно нужно поднять гитары в куплете и сделать тише в припеве. ОН ВСЕГДА ПРАВ!!! И так с каждым инструментом. Вы пройдете 200 или более прослушиваний Вашего микса и каждый раз будете вносить микро изменения по 2-3 дб, постоянно уменьшая эту цифру.В конечном счете Вы будете слышать 1 дб. Дальше часто уже нет необходимости менять громкость, достаточно чуть поправить эквализацию и все будет в порядке. Например у кика слышно щелчок, а тело проваливается. Делаем подъем на 2дб на эквалайзере кика на его тело и все. Ну и конечно будет коррекция творческих решений. Что то захочется изменить, поправить или сделать по другому. От того на сколько точно у Вас выстроен баланс и от того на сколько плотно и близко к друг другу по громкости у Вас находятся инструменты на финальном миксе зависит услышите Вы эту разницу в 1 дб или нет.
Если Вы ее не слышите, значит финальный микс не закончен.
От сюда и вопрос:
Когда нужно остановиться?
Ответ:
Когда Вы слышите разницу в 1 дб.
Ну иногда и 0.5дб можно слышать. Если Вы это слышите, это хороший микс. Можно остановиться.
Учтите что когда мы выстраиваем микс реверберации и дилэи, всю временную обработку мы интуитивно делаем громче чем надо, потому что нам приходится вслушиваться, нам важно хорошо слышать все хвосты. Плюс учитывайте что мастеринг за счет компрессии вытащит их еще сильнее. Поэтому хороший совет под конец опустить все возвраты эффектов па 3-5дб. Обратите внимание на запас по мастер шине (ХЭДРУМ), он должен быть хотя бы 5-7 дб. Если пиковый уровень ушел в плюс на 3-5дб, просто опустите Мастер на 10дб. если он ниже -20дб, тоже самое, поднимите мастер фэйдэр. Это поможет. Если больше + 6-10 дб, придется корректировать каждую дорожку и переделывать финальный микс. Что бы избежать этого начинайте микс на средних уровнях, -15-10дб, тогда у Вас будет запас по мастер шине.
Чего не стоит делать и о чем нужно помнить:
- Не меняйте громкость kick & snare на протяжении всего трека. Это основа микса. все инструменты балансируем под kick & snare;
- Лид вокал компрессируем, но не меняем его громкость и его макродинамику, это не зыблемо (при условии что спето так как задумывалось); - постоянно помните о характере песни и что артист хотел выразить. А то часто за деревьями леса не видно;
- следите за макродинамикой. Это как куплет переходит в припев, где кульминация и как Вы ведете слушателя по треку; - следите за микродинамикой. Это атаки ударных инструментов, не потеряйте пампинг грув и драйв;
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...