В наши дни в связи с широким распространением прогрессивных компьютерных технологий и доступных по цене вполне качественных музыклаьных инструментов и оборудования наблюдается повышенный интерес к вопросам записи звука и получения закочненного продукта в виде компакт-диска. Данная статья рассказывает о современном методе ускоренного изучения основ данного вопроса.
Вопросы звукозаписи и сведения достаточно полно освещены в современной специализированной литературе, но давно известно, что никакая книга не заменит живое общение с преподавателем, с человеком, который может сжато и в доступной форме объяснить и показать на примерах саму суть разбираемого явления. В Москве уже несколько лет работает школа звукорежиссеров, в которой имеют возможность заниматься и обучаться навыкам профессии все желающие. Данное начинание оказалось востребованным и коммерчески успешным, школа живет и работает уже в течении нескольких лет, и мы решили более подробно рассказать об этой современной форме обучения читателям нашего журнала. На наши вопросы согласился ответить один из основателей школы, генеральный директор и звукорежиссер компании «Pro-sound music» Александр Цыплухин. Среди проектов, в которых Александр участвовал в качестве звукорежиссера и саунд-продюсера, можно отметить русскую версию мюзикла «Нотр-Дам до Пари», звуковое оформление радиостанции «Европа Плюс», мюзикл «Ромео и Джульетта» и многие другие работы.
In/Out: Александр, что собой представляет ваша школа и насколько это явление актуально для наших дней? С чего вообще возникла эта идея? Что обучение в вашей школе может практически дать тем, кто придет к вам заниматься?
Александр Цыплухин: Идея проекта возникла в связи с тем, что, принимая звукорежиссера на работу, персоналу студии сначала приходилось его обучать. Поэтому мы организовали школу для своих сотрудников, где могли учиться все желающие. Кроме того, нам часто приходилось сталкиваться с людьми, которые пытаются сделать какую-то музыкальную продукцию в домашних или малобюджетных студиях. Однако опыта работы со студийным оборудованием у них практически нет. Поэтому мы решили дать практическую возможность таким людям поработать в профессиональной студии, на профессиональном оборудовании. Ведь далеко не каждый может позволить себе приобрести дорогой аппарат. А мы предоставляем им возможность покрутить профессиональные компрессоры, процессоры, другую обработку и реально почувствовать, что может получиться в результате производимых действий на том или ином приборе.
I/O: Что означает название вашей школы?
А.Ц.: Я не люблю использовать в русском языке англоязычные аналоги, но увы — не могу перевести на русский название нашей школы. Видимо, в русский язык должно войти еще одно иностранное слово что, в общем-то, характерно для области звука (фейдер, флэнджер, и т.д.) Музмейкер - это music maker, т.е. человек, делающий музыку. Это и композитор, и сонграйтер (автор песен), и аранжировщик, и музыкант, и звукорежиссер, и ди-джей.
I/O: Существует какая-либо методика, в соответствии с которой происходит процесс обучения?
А.Ц.: В ходе реализации данной идеи мы разработали учебный план, который включает в себя три ступени обучения. Первая ступень – « Создание музыки с Cubase SX на базе PC» (срок обучения — один месяц). Вторая ступень ориентирована на уже подготовленных пользователей и называется «Запись, сведение и мастеринг в домашних и проектных студиях», срок обучения составляет два месяца. Третья ступень представляет собой мастер-класс, посвященный сведению и мастерингу музыки в стилях «europop» и «eurodance» в программе Cubase SX (срок обучения — два с половиной месяца). К этому необходимо добавить, что в настоящее время мы ведем обучение по двум направлениям в соответствии с нашим профилем. Это музыкальное производство и звукорежиссура кино/видеопроизводства. Например, музыкальное производство включает в себя обучение звукорежиссуре, аранжировке и практическим навыкам работы с виртуальными инструментами. Все программы обучения включают три ступени, начиная с базового уровня, ориентированного на начинающих, и заканчивая мастер-классом для практикующих звукорежиссеров.
I/O: Если сложить сроки обучения всех ступеней, то получится пять с половиной месяцев. Учитывая, что на базовый курс приходят люди «с нуля», не имеющие никакого опыта, то получается, что за 5 с половиной месяцев человек может выучиться на звукорежиссера?
А.Ц.: Конечно, нет. Я занимаюсь этим более 15 лет и до сих пор постоянно учусь. Мы не читаем лекций по истории отечественной звукорежиссуры или истории музыки. Мы даем практические знания и навыки. Я вижу свою задачу в том, чтобы показать направление, в котором нужно двигаться. Программа обучения построена так, что полученную информацию, которую мы даем в сжатом виде, нужно переварить. А на это уходят месяцы или даже годы. У всех по-разному.
Для того, чтобы стать вокалистом, нужно поставить голос. Для того, чтобы стать звукорежиссером, нужно поставить уши. Я включаю компрессор и добиваюсь, чтобы студенты услышали, что меняется в звуке, когда поворачивается та или иная ручка. Если они научились слышать, это уже половина дела. Но одного этого недостаточно. Вторая половина - это знать ответы на следующие вопросы: чего требуется добиться, какого эффекта нужно достичь и для чего именно это нужно. А для этого в голове нужно иметь звуковой образ конечного результата. Через пять или десять лет работы со звуком этот образ сформируется сам. Но это долгий путь. А вот если тебе его покажут, то этот период можно очень сильно сократить. Если люди после нашей школы умеют слышать и задавать себе эти вопросы, то можно считать, что мы свою задачу выполнили. Руслан Золотов после занятия всегда спрашивает: «Вопросы есть?», и если ему отвечают «нет, все понятно» он обычно говорит: «Плохо, они обязательно должны быть». И это верно. Мы работаем не для того, чтобы просто отвечать на вопросы. Мы работаем для того, чтобы научить людей задавать правильные вопросы.
I/O: Но ведь к вам приходят люди с нулевым уровнем. А в этой профессии обязательно нужно знать хоть какие-то азы, иметь хотя бы основы знаний.
А.Ц.: Безусловно, основы знаний нужны, но они не выходят за рамки школьной программы. Если человек хорошо учился в школе, то он не задает вопросов типа «что такое децибел?». Тем не менее, мы отвечаем на них факультативно.
I/O: Из вашей программы видно, что на первой ступени студенты изучают основы. Это работа с профессиональными музыкальными редакторами. А вот названия второй и третьей ступеней очень похожи. В чем разница между этими ступенями?
А.Ц.: Практически ни в чем. На второй и третьей ступенях мы разбираемся с тем, что происходит с источниками звука, когда они перемещаются в пространстве, учимся моделировать эти перемещения, делаем домашние задания, разбираемся с динамической и пространственной обработками, частотной коррекцией инструментов и собираем правильный музыкальный баланс. После усвоения этих приемов и выполнения определенного количества упражнений и заданий выполняется финальный микс. Затем производится мастеринг сведенного материала. Разница только в одном, на третьей ступени каждый студент делает все это самостоятельно и защищает свой микс на финальном семинаре. В процессе защиты ученики сами выбирают лучшее сведение, после чего мы вручаем свидетельства об окончании и пьем шампанское.
I/O: Что из оборудования для домашних занятий вы рекомендуете?
А.Ц: Большинство наших студентов годами работают на бытовой акустике, на которой в принципе невозможно освоить работу компрессора или создать правильный музыкальный баланс. Поэтому первое, что я предлагаю нашим ученикам - приобрести профессиональный мониторинг. А дальше нужен компьютер, и чем мощнее, там лучше (минимум Pentium IV). Вот и все, что нужно дли начала.
I/O: А кто проводит занятия?
А.Ц.: Все занятия проводит наша команда, в составе которой практикующие звукорежиссеры - Руслан Золотов, Андрей Томашевский и я. Это профессионалы, поработавшие не один год в разных студиях Москвы. Руслан Золотов руководит всем видеопроизводством в компании и техническим оснащением студийного комплекса. Андрей Томашевский — наш ведущий специалист, он руководит проектами по дубляжу и музыкальному производству. У всех опыт звукорежиссуры больше десяти лет и огромный портфель работ.
I/O: Группа студентов у вас состоит не более чем из четырех человек. С чем это связано? Недостаточно желающих?
А.Ц.: Желающих как раз хватает. Если бы мы читали лекции по истории звукорежиссуры, можно было бы набрать и 20-30 человек, как в ВУЗе. Но мы учим людей слышать, а это процесс во многом индивидуальный. Каждому студенту необходимо уделить определенное количество внимания. Если обучающихся будет слишком много, то это будет просто физически невозможно сделать.
I/O: За семь лет через вашу школу прошло более 300 человек. Где они теперь?
А.Ц.: Вопрос, конечно, интересный. Во-первых, далеко не все прошли все три ступени обучения. Кто-то «сломался» после первой ступени, кто-то после второй понял, что это не для него. Но в любом случае человек узнал больше о нашей профессии. Лучшие работают у нас. Это Андрей Томашевский, Денис Фролов, Нина Кондратюк. Другие работают на ОРТ, НТВ, в студии Игоря Логинова, Игоря Бабенко, в собственных частных студиях.
I/O: На каком оборудовании происходит обучение?
А.Ц.: Занятия проводятся в аппаратной, «сердцем» которой является автоматизированная аналоговая консоль Amek Media 5.1 (56 каналов, 28 каналов одновременной записи), позволяющей выпускать материал как в стереофоническом формате, так и в surround 5.1. Контрольная акустика представлена мониторами Мeyer Sound НD-1 (фронтальные L/R), мониторами ближнего поля Yamaha NS 10М и мониторами для контроля в формате 5.1 Yamaha HS 50М (L/C/R surround). Приборы динамической и пространственной обработки — продукция компаний Universal Audio, Neve, Meyer Sound, Lexicon, TC Electronic, Yamaha, Eventide.
В процессе занятий мы стараемся, чтобы наши ученики крепко усвоили, что в основе успешной работы любой студии лежит прежде всего «человеческий» фактор — записывает не студия, а человек!
На этой оптимистичной ноте мы и закончим нашу беседу. Остается только пожелать будущим звукорежиссерам успехов в нелегком деле обучения.
Беседовал Лев Наумов